Эвристическая оценка юзабилити Якоба Нильсена
Что представляет собой экспертная оценка юзабилити?
Для исследования юзабилити эксперт оценивает приложение или веб-сайт, соотнося его с определенным принципам и лучшими интерфейсными решениями. Метод экспертной оценки очень популярен, так как он гораздо быстрее и дешевле, чем юзабилити-тестирование.
Десять эвристик юзабилити Якоба Нильсена
Большинство экспертов юзабилити используют набор эвристик, разработанный 17 лет назад Рольфом Моличем и Якобом Нильсеном. До них многие также пытались выводить принципы юзабилити, но в них было так много аспектов, что оценка заняла бы несколько дней. (Например, принципы дизайна пользовательского интерфейса в программах Смита и Мойзера состояли из 944 пунктов и до сих пор являются крупнейшим собранием руководств по пользовательскому интерфейсу.)
Ниже рассмотрим десять принципов Молича и Нильсена.
Отображение статуса системы
Система всегда должна информировать пользователя о том, что происходит - давать обратную связь в реальном времени.
Соответствие между системой и реальным миром
Система должна говорить с пользователем на понятном ему языке, понятными словами и фразами. Следите за тем, чтобы информация подавалась в логическом порядке.
Свобода действий и контроль
При использовании функций системы пользователи часто совершают ошибки и нуждаются в «аварийном откате», чтобы избежать непоправимых изменений. Настройте функции отмены и повтора.
Единообразие и стандарты
Однажды поняв принцип работы интерфейса, пользователь должен быть уверен, что в будущем система будет работать по тем же алгоритмам. Всегда следуйте одним и тем же правилам внутри продукта.
Профилактика ошибок
Лучше всякого сообщения об ошибках будет тщательная работа по их предотвращению. Помните об этом в первую очередь.
Видимость, а не переходы
Делайте объекты, опции и действия видимыми. Пользователь не должен запоминать информацию, переходя от одного объекта к другому. Инструкции по использованию системы должны быть видимыми или легкодоступными.
Гибкость и эффективность использования
Функции, не видимые новичкам, зачастую могут ускорить процесс взаимодействия опытных пользователей с сайтом. Упрощайте функции, которыми ваши клиенты пользуются чаще всего.
Эстетика и минимализм
Тексты не должны содержать явно лишнюю или неактуальную информацию. Каждая относительно бесполезная информация конкурирует с полезной и делает ее менее заметной.
Помогите пользователям распознавать, диагностировать и исправлять ошибки
Сообщения об ошибках должны быть выражены простым языком (никакого кода), точно указывать на проблему и предлагать её решение.
Помощь и документация
Систему можно использовать, не прибегая к помощи документации, однако не стоит ей пренебрегать. Любую подобную информацию должно быть легко найти, она должна быстро выводить пользователя на искомый вопрос и состоять из малого количества шагов.
Ограничения эвристик юзабилити Нильсена
Что упущено в краткости принципов Молича и Нильсена, так это точность. Принципы Молича и Нильсена были рассмотрены множеством специалистов на основе оценки научных работ. Их принципы были выведены из 249 проблем юзабилити 11 интерактивных систем. Как заметил Боб Бэйли:
«Эти эвристики, которыми многие пользуются, не были подтверждены. Нет никаких доказательств, что их использование в области проектирования и разработки пользовательских интерфейсов позволит улучшить интерфейс».
Какие существуют альтернативы? Большинство юзабилити специалистов имеют собственный список принципов или чек-лист, но это приводит к той же проблеме: они не являются научно обоснованными. Как следствие, они становятся лишь плодом пристрастий и капризов рецензента. Что нам нужно, так это набор принципов, основанный на исследованиях и имеющий международный консенсус.
Альтернативные эвристики юзабилити в ISO 9241
Интернациональные стандарты отвечают этим критериям. BS EN-ISO 9241-110: Эргономика системы взаимодействия человека – Часть 110: Принципы диалогов состоят из множества альтернативных эвристик. Эти эвристики основываются на исследованиях и имеют преимущество международного консенсуса. Вот их принципы и определение в стандарте:
Подходит ли содержание для задач и квалификации пользователя? (Пригодность)
«Содержание пригодно для задачи, когда оно поддерживает пользователя в процессе эффективного и действенного завершения задачи. В содержании, подходящем к задаче, пользователь может сосредоточиться на ней самой, а не на выборе технологии её решения».
Может ли содержание пояснять каким должен быть следующий шаг пользователя? (Самоописание)
«Содержание должно в любое время и в любом месте пояснять в каком месте сайта находится посетитель, какие действия он может совершать и как они будут совершаться».
Содержательно ли содержание? (Соответствие ожиданиям пользователя)
«Содержание соответствует ожиданием, если отвечает предсказуемым контекстуальным потребностям пользователя и общепринятым допущениям».
Может ли содержание обучать? (Пригодность для обучения)
«Содержание может обучать в том случае, когда оно поддерживает и направляет пользователя в процессе использования системы».
Может ли пользователь контролировать темп и последовательность взаимодействия? (Управляемость)
«Содержание является управляемым, когда пользователь имеет возможность инициировать и контролировать направление и темп взаимодействия до тех пор, пока не достигнута цель».
Толерантно ли содержание к ошибкам?
«Содержание толерантно к ошибкам в том случае, если, несмотря на очевидные ошибки входящих запросов, достигается желаемый результат при отсутствии или минимальном количестве корректирующих действий со стороны пользователя. Толерантность достигается с помощью контроля повреждений, коррекции ошибок или менеджмента возникающих ошибок».
Может ли содержание быть настроено так, чтобы подходить пользователю? (Возможность персонализации)
«Содержание может быть персонализировано в том случае, когда пользователь имеет возможность модифицировать процесс взаимодействия и презентации информации, так чтобы он соответствовал его персональным потребностям».
Исходя из нашего опыта, разработчики охотнее занимаются разрешением проблем с пользовательским интерфейсом, когда мы указываем на интернациональные стандарты, чем когда мы руководствуемся личным мнением конкретных людей. Так что когда в следующий раз соберетесь писать отзыв о пользовательском интерфейсе, следует руководствоваться этими семью принципами. Они могут быть не так широко известны, но обладают большим авторитетом и являются общепризнанными.
Источник: userfocus.co.uk, автор: Dr. David Travis
Перевод: UX-Design
ваш проект?
Подскажем, что лучше. Это бесплатно.